Несмотря на то, что крупные бизнесмены со стажем о стартапах отзываются как о чем-то «весьма подвижном» и не всегда могут с уверенностью сказать: останется на плаву молодая компания или, может быть, она вообще исчезнет в ближайшие месяцы… Как бы то ни было, корпорации продолжают покупать стартапы, интегрируют их в свой бизнес, а порой просто «давят» их на этапе развития (опасаясь, что этот еще не совсем окрепший проект в будущем может составить серьезную конкуренцию).
А еще в стартапы уходят сотрудники. Уходят талантливые, амбициозные и предприимчивые люди: продавцы, топ-менеджеры крупных компаний, разработчики. Почему?
Современный бизнес частенько именуют как VUCA: volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Другими словами, уверенности в чем-либо в современном мире мало, никаких ориентиров, по сути, нет. Нет уверенности и в том, что Ваш самый ценный сотрудник (даже если он находится на взлете своей карьеры) завтра не покинет компанию и не уйдет в какой-нибудь новый стартап.
Дак в чем же секрет такой притягательной силы стартапов? Их несколько, но главных – три:
1. Возможность преодолеть «стеклянный потолок». При работе по найму «взлет» возможен лишь в исключительных случаях, а в стартапе это происходит одновременно вместе с успехом самого проекта.
2. Стремительное расширение бизнес-навыков. Все участники стартапа в процессе развития своего проекта так или иначе начинают познавать, как найти и валидировать свои идеи, как проверить свои гипотезы. Происходит естественный процесс оттачивания навыков до неимоверной остроты.
3. «Все зависит только от тебя!» Одно из самых приятных и упоительных чувств, которые может ощутить молодой предприниматель, погрузившийся в развитие стартапа.
Таким образом, можно прийти к выводу, что бороться с духом предпринимательства своих сотрудников – тщетно. Значит, нужно подойти к этому вопросу с другой стороны. А именно, воспользоваться тем преимуществом, которое есть у крупной компании (деньги, бренд) и создать специальную экосистему, чтобы стартапы действовали на ее благо.
На сегодняшний день известны три способа построения такой экосистемы. Первый – на базе карманных венчурных фондов (venture arms). Второй – построение корпоративных акселераторов (большинство российских компаний выбирают именно этот путь). И, наконец, третий – внутренние фабрики стартапов. На них и остановимся подробнее.
Вырастить стартап внутри – самый недорогой метод создания внутренней инфраструктуры, возможность увеличить количество клиентов, а также удержать талантливых менеджеров. Однако практика показывает: такие внутрикорпоративные стартапы как правило «не взлетают». В чем причина?
Чтобы стартапы внутри компании были успешны, организационная структура должна быть простой. Иными словами: все друг с другом «на ты», нет никаких проблем, чтобы «перепрыгнуть через голову» (все плюс-минус равны и находятся на одном уровне). Необходимо наличие большого числа маленьких и гибких команд. И все это совершенно точно не вписывается в функциональную иерархию существующие в российском бизнесе. Если представить культуру компании как шкалу, на одном конце которой сотрудничество равных (collaboration), а на другом – тотальный контроль одного над всеми, то в большинстве случаев в современной России культура находится так далеко от collaboration, как только это возможно.